Проверка расходомеров фирмы BOSCH

Обсудим, как грамотно осуществить диагностику и ремонт систем управления двигателем
Аватара пользователя
andreika
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 408 раз

Проверка расходомеров фирмы BOSCH

Сообщение andreika »

Есть интересный способ проверки датчика массового расхода воздуха фирмы BOSCH. Но сначала о том как он работает. Если опустить некоторые технологические подробности, то процесс измерения количества прошедшего воздуха выглядит так: В измерительной части воздухомера, похожей на маленький лабиринт, проходит небольшая часть воздуха где находиться небольших размеров пластинка. Она нагрета до температуры 160 градусов. Проходящий воздух охлаждает её, но электронная схема воздухомера следит за этим и при любой отдачи тепла, снова подогревает пластинку, поддерживая неизменной эту температуру. Так же электроника смотрит, сколько для поддержки температуры потребовалось энергии (тока), переводит это значение в вольты которые блок управления двигателем воспринимает как эквивалент поступившему воздуху. Все бы было хорошо, но пыль наших дорог с которой уже не может справиться забытый вовремя поменять фильтр, и эта пластинка покрывается слоем грязи. Грязь является барьером для охлаждения измерительной пластинки воздухом. При небольших потоках воздуха это не сильно заметно, а при значительных потоках влияет сильно, занижая действительное значение для блока управления двигателем. Начинает проявляться провал в динамике разгона машины. На устоявшихся оборотах (режим частичной нагрузки) кислородный датчик и адаптация системы двигателя старается компенсировать это, но в режиме полной нагрузки (70 % нажатия педали газа) показания кислородного датчика не учитываются и двигатель недополучает своей порции бензина при явном избытке воздуха. Состав смеси нарушается, КПД двигателя снижается, как раз в тот момент, когда от него ждут полной мощности. Проверка расходомера является трудной задачей, так как сложно сказать то ли действительно он занижает значения, то ли влияют забитые форсунки или проблемы с механикой двигателя. Все это одна цепочка и необходима проверка каждого звена в отдельности. В одно время был найден простой и относительно надежный способ проверки по выходному напряжению с воздухомера при отсутствии воздушного потока через него. Это напряжение должно быть 1.00 вольт, плюс/минус 0.03 вольта. Но практика показала что и при идеальных значениях расходомер может врать. К тому же такие точные значения еще надо уметь измерить и иметь чем мерить. Тут влияние оказывает относительно какой части массы машины мы измеряем это напряжение и некоторые другие факторы. Так что обмануться можно очень легко. Единственно надежный способ проверки рекомендуемый в мануалах, заключается в замене расходомера на заведомо исправный (но не предполагаемо исправный). Сами понимаете, что это дорогое удовольствие, но и цена ошибки не меньше стоит. Есть еще один оригинальный способ проверки, но без записывающего осциллографа, такого как Autoscope сделать его невозможно. Заключается он в измерении времени переходного процесса при подачи питающих напряжений на расходомер, или проще говоря включении зажигания поворотом ключа. В этот момент измерительная пластинка начинает разогреваться до нужной температуры и грязь (если она присутствует) мешает этому. Она хоть и меньше охлаждает пластинку, но грязь то же надо нагреть и на это тратиться больше времени что отражается на информационном сигнале воздухомера. В зависимости от слоя грязи, она дольше греется и затем дольше остывает что на осциллограмме видно как завышенные/заниженные кривые сигнала не совпадающие с напряжением около 1.00 вольта. Короткие выбросы не являются неисправностью воздухомера, так как обычно являются следствием пульсаций питающего напряжения от дребезга контактов включающихся реле. Разница времени до устоявшегося нагрева хорошего и плохого расходомеров может достигать в 100 и более раз. Процесс замера заключается в подключении одного канала осциллографа к информационному выводу расходомера (последний вывод по ходу движения воздуха) без отключения разъема к нему. Выбор в осциллографе одного канала, что автоматически выберет максимальную скорость развертки. Включение записи и включении зажигания машины. После чего находим на записи момент включения и смотрим на сколько он получился затяжным. При исправном воздухомере весь процесс займет малую часть времени максимальной развертки экрана. При неисправном придется не один раз сужать разверткой экран что бы увидеть когда он закончиться.
Упоминание об этом способе отбраковки воздухомеров нашел на одном и сайтов в интернете, но к сожалению адрес его не сохранился. До понимания процесса пришлось доходить самостоятельно.
Вложения
плохой расходомер.mwf
Плохой воздухомер. Рекомендуется сжать развертку для нормального просмотра.
(4.37 КБ) 4468 скачиваний
хороший воздухомер.mwf
Хороший воздухомер, но малой длины записи из за ненадобностью.
(316 байт) 4643 скачивания
Воздухомер BOSCH.JPG
Воздухомер BOSCH.JPG (29.04 КБ) 64980 просмотров
Аватара пользователя
andreika
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 408 раз

Сообщение andreika »

Продолжение файлов.
Вложения
плохой воздухомер с выбросами питающих напряжений.mwf
Плохой воздухомер с выбросами питающего напряжения. Для нормального просмотра рекомендуется сжать развертку осциллограммы.
(10.78 КБ) 3165 скачиваний
Хороший воздухомер с выбросами питающего напряжения.mwf
Хороший воздухомер с выбросами питающего напряжения.
(1.41 КБ) 3154 скачивания
Аватара пользователя
andreika
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 408 раз

Сообщение andreika »

Продолжение файлов.
Вложения
Набор оборотов хорошим воздухомером.mwf
Запись сигнала хорошего воздухомера, потребления воздуха на том же двигателе.
(5.65 КБ) 2942 скачивания
Набор оборотов плохим воздухомером.mwf
Запись сигнала на плохом воздухомере, потребления воздуха при наборе оборотов.
(3.9 КБ) 2899 скачиваний
Аватара пользователя
andreika
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 408 раз

Сообщение andreika »

Для тех кто решит просто почистить воздухомер от пыли и грязи для восстановления рабочих характеристик, привожу фотографию рабочего элемента. Размеры его таковы, что рассмотреть детали можно только под микроскопом. Используя самое большое увеличительное стекло, позволяет только прочитать вытравленные надписи. Рассмотреть структуру и толщину пластинки этот способ не позволяет. Соответственно, возможные способы чистки будут сомнительны и не безопасны для элементов схемы.
Вложения
Максимум резкости с которым удалось сделать фотографию
Максимум резкости с которым удалось сделать фотографию
Измерительная пластинка.jpg (38.32 КБ) 64964 просмотра
Аватара пользователя
andreika
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 408 раз

Сообщение andreika »

Иногда попадаются аналоги расходомера фирмы Pierburg у которых разъем для подключения очень похож на BOSCH. Если на нем удалена надпись с номером на разъеме, то определить происхождение расходомера затруднительно. Можно сделать запись запуска описанную выше, характеристики расходомера она не покажет, но фирму изготовитель определить можно. В приложенных осциллограммах один и тот же исправный расходомер фирмы Pierburg, записанные при одинаковых условиях. Разность осциллограмм определяет особенность расходомеров этого типа. Не могу сказать на сколько хорошо они заменяют расходомеры BOSCH, но если ставить Pierburg не на рекомендованную марку двигателя, то ничего хорошего из этого не получиться.
Вложения
Расходомер Pierburg.jpg
Расходомер Pierburg.jpg (11.75 КБ) 64918 просмотров
1 запись Pierburg.mwf
(8.33 КБ) 2256 скачиваний
2 запиьс Pierburg.mwf
(8.11 КБ) 2259 скачиваний
Аватара пользователя
АВС
Сообщения: 2536
Зарегистрирован: 20 окт 2005, 21:23
Поблагодарили: 16 раз

Сообщение АВС »

Идея не моя, где то вычитал: - я сделал разветвитель разьёма ДМРВ, т.е соединяю последовательно (по воздуху) испытуемый и эталонный ДМРВ, запараллеливаю по питанию, только выход одного ДМРВ нагружен на вход ЭБУ и один канал осциллографа, а выход эталонного - на другой канал осциллографа. Сигналы сравниваются в динамике. Разьёмы спаял, но ещё не пробовал, решил здесь спросить: -
1-питание обоих датчиков берётся с ЭБУ, не будет ли при этом перегрузки цепей питания ДМРВ в ЭБУ?
2- выход эталонного датчика подключён только на осциллограф - истинны ли будут его показания без нагрузки ЭБУ?
Аватара пользователя
andreika
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 408 раз

Сообщение andreika »

На воздухомер приходят два питания и одна масса (средина разъема). 1 питание 12 вольт и второе 5 вольт. Их просадить вторым воздухомером практически не получиться. Воздухомер выдает напряжение сигнала (пропорционально прох. воздуху) и оно блоком управления то же просадиться не может, а тем более осциллографом с его большим входным сопротивлением. Выход второго воздухомера завышаться без нагрузки не будет. К тому же это легко проверить если замерить напряжение на воздухомерах, а затем сравнить эти напряжения после перекидки разъемов переходника (поменять местами).
Единственное что такой способ хорош для советских машин со стандартной по диаметру трубой. Для иномарок он мало пригоден, так как придется иметь кучу труб (корпусов) для разных машин. А ставить последовательно трубы разных диаметров нельзя, получим заведомо разные характеристики потоков воздуха.
Хотя для воздухомеров фирмы SIEMENS это пожалуй пока единственный способ сравнить рабочие характеристики этих воздухомеров. Распиновка у них другая, хотя разъемы похожие.
Аватара пользователя
АВС
Сообщения: 2536
Зарегистрирован: 20 окт 2005, 21:23
Поблагодарили: 16 раз

Сообщение АВС »

В прицнипе можно было бы использовать и обыкновенный пылесос, чтобы создать поток воздуха, проходящий через оба воздухомера. Но создаст ли пылесос расход как при 5 - 6тыс. об. - неясно. Важен ведь результат: - завышает (занижает) ли проверяемый расходомер по сравнению с эталонным или нет. А расход воздуха через них будет один и тот же на всех режимах.
Правда характеристики датчиков разных типов (зависимость Uвых. от расхода могут отличаться (как например 004 от 037)
Владимир Постоловский
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 16 окт 2005, 09:09
Поблагодарили: 16 раз

Сообщение Владимир Постоловский »

Возможно у кого то есть эти характеристики ?

характеристики датчиков разных типов (зависимость Uвых. от расхода могут отличаться (как например 004 от 037)
Аватара пользователя
andreika
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 408 раз

Сообщение andreika »

Есть характеристика «ВАЗовского» воздухомера BOSCH. Вот только не знаю, для 004 или 037.
Вложения
характеристика воздухомера.PNG
характеристика воздухомера.PNG (5.63 КБ) 64858 просмотров
Аватара пользователя
АВС
Сообщения: 2536
Зарегистрирован: 20 окт 2005, 21:23
Поблагодарили: 16 раз

Сообщение АВС »

Вот характкристики ДМРВ ВАЗ 004 и 037. Взяты с сайта http://chiptuner.ru/index.php
аандрей
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 26 фев 2007, 23:30

Сообщение аандрей »

занимаюсь ремонтом давно с дмрв были проблемы идея была давно оживил ее только год назад счас с дефектовкой проблем нет лиш бы характеристика была в базе каторая непрерывно пополняется время снатия характеристики около 2 мин стенд состоит из 4 пылесосов (когда начинали лет 5 назад) таких как сегдня пылесосов небыло "образцового расходомера" 0 280 217 116 и испутуемого напряжения обрабатываются однокристалкой ADUC и по кому в компрютер самое плохое не могу писать под виндос по этому програма под дос не так все удобно не смог прикрепить файлы разрешены очень маленькие обьемы подробно на carhelp форум диагностика замена дмрв я там под темже именем кому интересно помогу собрать такоеже
Вложения
стенд.rar
(214.48 КБ) 2580 скачиваний
VVA
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 11 окт 2005, 23:41
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 17 раз

Проверка расходомеров фирмы BOSCH

Сообщение VVA »

Добрый вечер.

Скажите применима ли данная методика (после вкл ing)
для других типов расходомеров.

Вот на пример MAF c VOLVO и RX 300
Вложения
VOLVO.mwf
(19.08 КБ) 2304 скачивания
RX 300.mwf
(9.7 КБ) 2255 скачиваний
Аватара пользователя
АВС
Сообщения: 2536
Зарегистрирован: 20 окт 2005, 21:23
Поблагодарили: 16 раз

Сообщение АВС »

А вот примеры осциллограмм 2-х ДМРВ (нового и ненового), соединённых последовательно по воздуху. Схему электрического соединения я описал чуть выше. Снято 2-мя каналами осциллографа. У нового ДМРВ напряжение 0.996v, у ненового - 1.055 вольт. (видим расхождение со значением, замеренным осциллографом, но причина в том, что я мерял относительна минуса аккумулятора а не относительно 3-го вывода датчиков.
Видим, что на низких расходах старый датчик завышает показания, а на высоких - занижает. Этот датчик показан после промывки, до промывки напряжение было 1.133v. При этом СО на ХХ было 6%, после промывки СО стало 2%. Пришлось загнать RCO в минус 25 (чтобы СО привести в норму), но после этого появилась тяга и расход топлива нормализовался. Но на графиках разница всё же видна.
Вложения
Перегазовка.mwf
(5.9 КБ) 2367 скачиваний
Включение.mwf
(3.27 КБ) 2430 скачиваний
ВиталикС
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 18 дек 2008, 18:37

Re: Проверка расходомеров фирмы BOSCH

Сообщение ВиталикС »

подскажите кто нибудь сайт та где можно почитать про расходометры и научитса читать осцилограмы с исправных и поломаных датчиков.
Ответить

Вернуться в «Диагностика с помощью USB Autoscope»