|
|
Оптимальное соотношение Воздух/Топливо для бензиновых двигателей теоретически составляет 14,7 килограммов воздуха для сжигания каждого килограмма бензина (14,7:1). При сгорании такой смеси, теоретически, весь кислород, содержащийся в воздухе, вступает в реакцию со всем топливом. В результате в отработавших газах не остаётся ни несгоревшего топлива, ни свободного кислорода. Такое соотношение топлива и воздуха называют стехиометрическим. Стехиометрические соотношения Воздух/Топливо для различных видов топлива различны:
Значение коэффициента λ (Лямбда) – это отношение фактического соотношения Воздух/Топливо (AFR) к стехиометрическому. Для бензинового двигателя при соотношении Воздух/Топливо (AFR) равном 14,7:1 значение λ = 1. Если двигатель работает на "богатых" смесях, то λ < 1, при этом, в отработавших газах содержится несгоревшее топливо. Если двигатель работает на "бедных" смесях, то λ > 1, при этом, в отработавших газах содержится свободный кислород. В большинстве случаев, для бензинового двигателя оптимальной считают топливовоздушную смесь со значением λ = 0,95…1. Если система управления двигателем оснащёна штатным двухуровневым лямбда-зондом, то в таком случае при работающем лямбда регулировании на установившихся режимах работы двигателя поддерживается соотношение Воздух/Топливо со средним значением λ = 1. Максимальная мощность бензинового двигателя может быть достигнута, когда двигатель работает на "обогащённой" топливовоздушной смеси при следующих ориентировочных значениях коэффициента Лямбда: λ = 0,8 … 0,9 для атмосферных бензиновых двигателей; λ = 0,75 … 0,85 для бензиновых двигателей оснащённых турбо-наддувом и/или компрессором. Максимальная экономичность бензинового двигателя может быть достигнута, когда двигатель работает на установившихся средних оборотах на "обеднённой" топливовоздушной смеси при λ = 1,04 … 1,08. Контроллер широкополосного лямбда-зонда позволяет измерить численное значение соотношения Воздух/Топливо (AFR) или численное значение коэффициента λ (Лямбда) на работающем двигателе путём измерения уровня содержания кислорода в отработавших газах с помощью широкополосного лямбда-зонда.
Порядок проведения измерений. Для проведения измерений, необходимо установить широкополосный лямбда-зонд в поток отработавших газов и подключить его к контроллеру. Повернуть держатель широкополосного лямбда-зонда так, чтобы датчик оказался в положении между 10:00 и 14:00 по шкале аналоговых часов.
Подключить контроллер широкополосного лямбда-зонда к аккумуляторной батарее автомобиля. Подготовка прибора к работе. Перед первым включением прибора, а так же в случае замены широкополосного лямбда-зонда, необходимо выполнить следующие действия:
Для обеспечения максимальной точности измерений, рекомендуется периодически выполнять калибровку прибора по атмосферному кислороду. Для проведения калибровки необходимо:
Держатель широкополосного лямбда-зонда. Изготовить держатель широкополосного лямбда-зонда можно из стальной трубы диаметром 35 мм длинной 400 мм путём вваривания с помощью электросварочного аппарата в трубу муфты крепления из комплекта контроллера лямбда-зонда по приведённому ниже чертежу. При проведении измерений держатель широкополосного лямбда-зонда необходимо длинной стороной установить в выхлопную трубу, при этом обязательно исключить вероятность подсоса воздуха. К обратной его стороне необходимо обязательно подсоединить резиновый патрубок подходящего диаметра длинной не менее двух метров для исключения подмешивания атмосферного воздуха к выхлопным газам в месте установки широкополосного лямбда-зонда. Вместо держателя широкополосного лямбда-зонда можно использовать трубку Вентури для широкополосного лямбда-зонда. Изготовить трубку Вентури для широкополосного лямбда-зонда можно по приведённому ниже чертежу. Для изготовления трубки Вентури для широкополосного лямбда-зонда потребуется проведение токарных и сварочных работ. |
|
|